22:01 «Труд»
Совет безопасности России подготовил окончательную редакцию проекта новой военной доктрины страны.
В документе Россия оставляет за собой право на первый ядерный удар по странам-агрессорам.
По мнению экспертов, вопрос об использовании ядерного оружия в этом документе является ключевым. В ныне действующей военной доктрине, принятой в 2000 году, говорится, что Российская Федерация вправе применять ядерного оружие только в ответ на агрессию против себя с использованием против нее и ее союзников ядерного и других видов оружия массового уничтожения, а также в ответ на крупномасштабную агрессию с применением обычного оружия. Согласно проекту новой доктрины, применять ядерное оружие с нашей стороны разрешается уже не только в ответ на агрессию, но и уже в случае угрозы атомного или крупномасштабного нападения на Россию в критических ситуациях для страны.
По словам замсекретаря Совбеза Юрия Балуевского , в прошлом возглавлявшего Генштаб Вооруженных сил РФ, Россия собирается применять ядерное оружие только в том случае, когда под угрозу поставлено само существование нашего государства. Он утверждает, что ни одна страна, обладающая-де-юре или-де-факто ядерным оружием, не исключает возможности его применения. «У США, например, есть концепция глобального молниеносного удара, то есть превентивного применения военной силы, включая ядерный удар», — пояснил Юрий Балуевский.
Тем не менее к новому проекту эксперты отнеслись неоднозначно. Специалисты считают, что понятие «угроза агрессии» слишком неопределенно.
— В Советском Союзе существовала концепция так называемого ответно-встречного удара по агрессору. Это означало, что как только в нашу сторону полетели атомные боеголовки, то и мы в ответ запускаем свои ядерные ракеты. То есть угроза понималась вполне материализовано, — заявил «Труду» бывший начальник Главного штаба РВСН генерал-полковник Виктор Есин.
Он считает, что пугать в неопределенной форме потенциальных агрессоров ядерным оружием нет никакого практического смысла, и от корректировки военной доктрины лучше отказаться.
Как утверждают специалисты в области ядерных вооружений и разведки, точно спрогнозировать момент, когда пора бить первыми атомным оружием по врагу в ответ всего лишь на "угрозу агрессии" невозможно. Кроме того, вне зависимости от того, что будет записано в доктрине, окончательное решение о применении ядерного оружия остается за президентом России, являющимся по Конституции Верховным главнокомандующим Вооруженными силами. «Не факт, что Дмитрий Медведев согласится с предложенной Совбезом формулировкой о наделении России правом первой начинать ядерную атаку», — утверждает Виктор Есин.